четверг, 11 октября 2007 г.

ПРЕВРАТИМ ТИРАHА В ЕДОКА!

Накрытый стол, аппетитная, дразнящая ароматом еда на тарелке - и малыш с гримасой отвращения на лице. Либо он вообще ничего не хочет, либо выбирает лишь то, что ему нравится.

С какой мамой такого не случалось: ставишь на стол еду и слышишь капризно-недовольное: «Съем это и это, или нет... лучше вот то». Или видишь, что ребенок отталкивает тарелку с котлетой (или мясом, или овощами) потому что блюдо «некрасивое» и ему не понравилось? Иногда такое поведение связано не только со вкусовыми пристрастиями, но и с личной симпатией (или антипатией) к содержимому тарелки. В возрасте трех-шести лет ребенок за столом постоянно играет: ага, войско горошка побеждено (съедено), остатки «врага» скрылись в соусе...

Конечно, пройдет время и подобные развлечения за столом прекратятся, но как сейчас быть с его категорическими отказами и непонятными пристрастиями? Некоторые психологи (в частности, из Бирмингемского университета в Великобритании) считают, что, после того, как ребенку исполнится год, вряд ли что-нибудь можно изменить радикально, потому что вкусы крохи уже сформировались и основываются на цветовых эффектах: например, если он привык к светлой каше, то и в дальнейшем продолжит признавать в качестве единственно «хорошего» блюда продукты той же гаммы. Но есть и другое - более оптимистичное - мнение: маленьких тиранов вполне можно превратить в хороших едоков. Хотя на это, конечно, потребуется время и немало терпения, а нередко придется призывать на помощь и фантазию.

Разумный компромисс

Еда - не только процесс насыщения, но и процесс воспитания. Большинство детских диетологов считает, что увлечение однообразными продуктами отнюдь не является решением всех проблем - с точки зрения насыщения. Конечно, говорят они, телятина, например, является легким и хорошо усвояемым продуктом, но нужно заботиться о том, чтобы ребенок получал все необходимые питательные вещества: углеводы, белки, витамины, минеральные соли, жиры.

Другие - с точки зрения воспитания - утверждают: не следует поддаваться на провокационные заявления ребенка, который желает есть лишь определенные блюда - потакая ма-лышу, вы все равно не добьетесь желанной цели. И еще: если родителям кажется, что малыш мало ест, им следует задать себе вопрос, не переборщили ли они с размером порции? Дело не в неправильном питании: ребенок, даже если он ест мало, все равно растет и вырастет - пусть и худым.

Вот ожирение - это действительно проблема, требующая решения. Специалисты бьют тревогу: сейчас в Европе десять из ста детей дошкольного возраста имеют лишний вес. Одна из причин - именно это пресловутое «что хочу, то и буду есть!», ставшее ныне частой заменой прежнему «что дали, то и ешь!» Кстати, совсем не лишне обратить внимание и на то, что мы ставим на стол сегодня. Все меньше и меньше свежеприготовленных блюд - эта ситуация неизбежно ведет к «сглаживанию», нивелированию вкуса детей. Прежде, чем навешивать на кроху ярлык обжоры или капризули, давайте посвятим больше времени приготовлению пищи. И не будем говорить: «это тебе не надо есть», - а сами подадим крохе пример.

Воспитание вкуса

Своеобразная «домашняя терапия» - никаких докторов или лекарств, только немного любви к самому процессу приготовления пищи, красиво накрытый стол и общая радость совместной трапезы в спокойной обстановке. Если кроха капризничает за столом, необходимо проанализировать, правильно ли мы воспитали его вкус: это единственный способ перевоспитать его. Начать, как всегда, стоит с себя. Спрашивать ребенка, что он хочет на обед или ужин - не ошибка, это разумно и даже необходимо. Так считают ведущие специалисты по детскому питанию.

Еда должна предлагаться, а не навязываться (для детей питание - фактор, который легко может стать негативным). При этом не нужно потакать всем капризам малыша - лучше предложите ему возможность выбора из сбалансированных здоровых продуктов. Помните: то, что малыш ест сегодня, закладывает основы будущего обмена веществ в его организме. Но что означает понятие «сбалансированная» еда применительно к ребенку, который предпочитает, например, лишь хлеб и сладости? Нужно сыграть на расширении «списка» - советуют педиатры.

Хлеб представляет собой превосходный пищевой продукт, у него множество форм и разновидностей: это и пирог или пирожки - с «кусковыми» или тертыми овощами, с рыбой и ароматными приправами, с куриным салатом, вареным яйцом... Что касается десерта - поможет бабушка с фирменным медовым тортом, используйте также йогурт и морковь; сливочное масло можно заменить подсолнечным или оливковым, а обычный сахар - тростниковым... Мама может изобрести рецепты, которые более всего подходят ее ребенку, тем самым преобразовав пресловутое «что хочу, то и буду!» в настоящий здоровый выбор. Конечно, надо потренироваться в искусстве делать покупки, отдавая дань фруктам и овощам по сезону (они должны «спрятаться» в пирожных и тортах, котлетках и запеканках).

Кухня должна быть хорошо оборудована, а холодильник полон того, что нужно. Сегодня микроволновая печь уже не является чем-то экзотическим, как и пароварка или сковородка с антипригарным покрытием. Так что хрустящий картофель можно приготовить, и не обжаривая его на сковороде или во фритюре. Достаточно, нарезав картофелину на «брусочки» и отварив их в течение нескольких минут, дать воде стечь и разогреть их в микроволновке в растительном масле. В этом случае картофель приобретет золотистый цвет, но не успеет впитать много масла. А если кроха игнорирует обед в детском саду? Не стоит паниковать: довольно скоро он решится попробовать то, что ему предлагают. Педиатры сходятся во мнении, что со временем дети начинают есть почти все, что дают - а дают им достаточно сбалансированную еду. Причиной может быть подражание: малыш ест так же, как и другие.

Правила детского сада следует уважать - они ненавязчиво приглашают детей попробовать самую разную еду. Это надо поддерживать и в семейном кругу.

ЕКАТЕРИНА ПАНОВА, педиатр

Источник: Спецвыпуск журнала "Мой кроха и я" - "Питание 2005". http://www.krokha.ru/

Комментариев нет: